Информационный голод, который испытывает подросток, с нашей точки зрения, необходимо утолять с помощью информационных сообщений на тему сексуального воспитания и мер предохранения от нежелательной беременности, а также принципов интимной гигиены в зависимости от физиологических особенностей подросткового организма.
Привитие гигиенических навыков детям является, в первую очередь, делом родителей. Но ни педагоги, ни медицинские работники не должны оставаться в стороне от решения этой чрезвычайно важной задачи [8-10].
Учитывая все вышесказанное, нами был проведен цикл лекций на тему: "Основы здорового репродуктивного поведения" для подростков в средне-специальных образовательных учреждениях г. Самары.
Помимо самой лекции, проведено анкетирование девочек-подростков на тему: информированность молодых людей о воспалительных заболеваниях органов половой системы и влиянии гигиены на их репродуктивную функцию; знания о контрацепции и вреде абортов, а также отношение учащейся молодежи к созданию семьи.
Всего роздано 800 анкет учащимся колледжей и техникумов (табл. 1). Участницы опроса вернули 762 анкеты. Из них 6 анкет забракованы на этапе ввода данных (отсутствует больше половины ответов), еще 2 - при проверке на непротиворечивость и грубые расхождения. Итого в анализе участвовали 754 анкеты.
Таблица 1. Места учебы опрошенных
Учебное заведение | Абс. | % |
Поволжский государственный колледж | 158 | 21,0 |
Колледж сервисных технологий и дизайна | 37 | 4,9 |
Самарский техникум космического машиностроения | 45 | 6,0 |
Издательско-полиграфический техникум | 77 | 10,2 |
Техникум промышленных технологий | 63 | 8,4 |
Металлургический техникум | 31 | 4,1 |
Промышленный техникум | 46 | 6,1 |
Музыкальное училище | 5 | 0,7 |
Энергетический колледж | 25 | 3,3 |
Колледж аграрно-промышленного сервиса | 24 | 3,2 |
Самарский торгово-экономический колледж | 135 | 17,9 |
Самарский политехнический колледж | 51 | 6,8 |
Самарский техникум промышленных технологий | 6 | 0,8 |
Самарский техникум индустрии торговли и питания | 51 | 6,8 |
Поскольку по критериям ВОЗ к подросткам и молодежи относится возрастная группа до 24 лет, в нашем исследовании участвовали девочки от 14 до 24 лет, средний возраст которых составил 17,02±1,39 года (среднее±СКО). Для последующего анализа мы распределили опрошенных по возрастам: 14-15 лет (14-летняя - 1 девушка), 16 , 17, 18, 19 лет и старше (табл. 2).
Больше половины опрошенных - 58,6% - выросли в полных семьях, 40% в неполных, только у 1,6% семьи не было. Подавляющее большинство учащихся оценивали доход в их семьях как средний.
Во всех возрастных группах состав семей, уровень дохода, срок полового созревания статистически значимых различий не имели (см. табл. 2).
Таблица 2. Общая характеристика опрошенных
Категория | Градация | Абс. | % |
Возраст, годы | 15 | 55 | 7,3 |
16 | 293 | 38,9 |
17 | 156 | 20,7 |
18 | 142 | 18,8 |
19 и старше | 108 | 14,3 |
Семья | Полная | 442 | 58,6 |
Неполная | 300 | 39,8 |
Отсутствует | 12 | 1,6 |
Уровень доходов | Низкий | 64 | 8,5 |
Средний | 650 | 86,2 |
Высокий | 40 | 5,3 |
Возраст полового созревания, годы | 8-12 | 29 | 3,8 |
12-15 | 448 | 59,4 |
15-18 | 277 | 36,7 |
Согласно рекомендациям ведущих детских гинекологов, знание основ интимной гигиены должны приобретаться девочкой еще в детском возрасте. Так, в возрасте 5 лет она должна знать некоторые правила, которые способствуют профилактике провоцирующих факторов в отношении инфицирования, в том числе и половых путей. Среди них:
1. Кожа промежности и наружные половые органы всегда должны быть чистыми.
2. Принимать душ следует не реже 2 раз в сутки, чистыми руками, сверху вниз.
3. Влагу после мытья следует промокать, а не вытирать, чтобы не поцарапать нежную слизистую оболочку половых органов.
4. Полотенце должно быть чистым, мягким и строго индивидуальным.
К подростковому возрасту девочка должна уже иметь полное представление об общих правилах личной гигиены и приобрести все необходимые навыки ухода за собой.
Оценивая знания об интимной гигиене опрошенных девочек-подростков в разных возрастных группах, мы отметили, что частота приема душа и проведения процедур интимной гигиены от возраста не зависят, однако вызывает озабоченность, что практически четверть девушек принимает душ лишь 1 раз в несколько дней, и что около 10% девушек проводят интимную гигиену реже, чем 1 раз в сутки.

Около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри (спринцевание). Частота этой манипуляции повышается с возрастом, доходя до 51,85% у лиц от 19 лет и старше (р=0,022 по сравнению с остальными возрастными группами). Применяемые при этом средства приходятся поровну на мыло и специальные аптечные средства, и примерно 6% девушек обходятся только водой. Если проанализировать частоту применения туалета влагалища внутри раздельно у девушек, имевших половые контакты и не имевших (рис. 1), то оказывается, наибольшая частота этой манипуляции - у девушек, живущих половой жизнью, самой младшей и старшей возрастных групп (у 15-летних - 60,0%, у 19-летних и старше - 56,2%, р=0,043 в группе девушек с половыми контактами). У девушек без сексуального опыта частота влагалищных спринцеваний находится в диапазоне 30-40% и не зависит от возраста.

Представляется закономерной большая частота применения прокладок и тампонов в дни менструаций с возрастом (с 11 до 40%, р<0,001) и предпочтение формы нижнего белья в виде стрингов (c 5 до 31%, р<0,001). Впрочем, применение тампонов в большей степени определяется наличием половой жизни, нежели возрастом (рис. 2): 10-15% у не имевших половых контактов и 30-50% у живущих половой жизнью (р<0,001 при сравнении по наличию половой жизни).
Частота смены нижнего белья не зависит от возраста, однако необходимо отметить, что во всех возрастных категориях есть девушки (13% всех опрошенных), меняющие белье через 1-2 дня, а то и 1 раз в неделю. Значительная часть опрошенных пользуется ежедневными прокладками, и эта частота увеличивается с возрастом - с 58 до 81% (р=0,004). Следующие два вопроса анкеты были посвящены знаниям об интимной гигиене. Оказалось, что, как и соблюдение гигиенических норм, так и знание о них в указанный возрастной период не изменяются: они либо есть, либо их нет (табл. 4).
Возникает логичный вопрос: а насколько связан образ жизни девушек в плане соблюдения элементарных гигиенических норм со знаниями об этих же нормах? Построение соответствующих таблиц сопряженности показало, что знания о необходимости интимной гигиены 2 раза в сутки действительно ассоциированы с их применением на практике. Так, всего 5,1% знающих правила их нарушали, в то время как доля не соблюдающих нормы интимной гигиены среди тех, кому об этом не рассказывали, составила 13,0% (р<0,001).
Таблица 4. Знания об интимной гигиене в различных возрастных группах
Категория знаний | 15 лет, n=55/10 | 16 лет, n=293/83 | 17 лет, n=156/83 | 18 лет, n =142/85 | 19 лет и старше, n =108/89 | Итого |
Абс. (%) | Абс. (%) | Абс. (%) | Абс.(%) | Абс. (%) | Абс. (%) |
Знания о ежедневных прокладках и спринцевании, что вредны, c2=3,8, р=0,430 | Нет | 38 (69,09) | 230 (78,50) | 116 (74,36) | 107 (75,35) | 87 (80,56) | 578 (76,70) |
Да | 17 (30,91) | 63 (21,50) | 40 (25,64) | 35 (24,65) | 21 (19,44) | 176 (23,30) |
Знания об интимной гигиене, c2=3,3, р=0,511 | Нет | 19 (34,55) | 79 (26,96) | 45 (28,85) | 42 (29,58) | 38 (35,19) | 223 (29,60) |
Да | 36 (65,45) | 214 (73,04) | 111 (71,15) | 100 (70,42) | 70 (64,81) | 531 (70,40) |
Представляет интерес и сам по себе факт, что 87% девушек указали, что никто им не рассказывал о гигиенических правилах, однако они их соблюдали (рис. 3). Можно предполагать, что это знание было передано в семье как привычка и образ жизни, и базовые гигиенические правила применяются девушками неосознанно. Аналогичной взаимосвязи между знаниями о вреде спринцеваний и вреде ежедневных прокладок и применением этих знаний в жизни не установлено: примерно равные, статистически не значимые доли девушек пользуются ежедневными прокладками и проводят спринцевания независимо от знания, что это не полезно. Можно охарактеризовать такие знания как поверхностные, а детский стереотип в этих вопросах не выработан.
Подобный уровень интимной гигиены, отличающийся в худшую сторону от рекомендуемого, сопоставим с данными других исследований в различных уголках нашей планеты. Так, по данным турецких авторов (Altun I., 2013) [12], студенты университета могли регулярно не принимать душ 2 дня подряд в 13,3% случаев и в 25,5% - допускать такую погрешность лишь иногда. Эти же опрошенные в 44,5% случаев постоянно или эпизодически носили одно и то же нижнее белье по 2 дня. По результатам другого турецкого исследования (Adıbelli D., 2014) [11], посвященного оценке гигиенических навыков женщин из сельских районов, только половина опрошенных меняли нижнее белье каждый день, 2/3 женщин применяли влагалищные спринцевания. По наблюдениям M.F. Moustafa (2012) [14]: среди египетских беременных частота приема душа 1-2 раза в неделю наблюдается в 16% случаев. В США весьма распространено спринцевание влагалища среди афроамериканок с низким уровнем дохода: по данным опроса 872 беременных, 64% женщин когда-либо проводили данную манипуляцию (Mirsa D.P. и соавт., 2006) [13].
Таким образом, в правилах интимной гигиены нет ничего сложного, однако уровень соблюдения личной гигиены учащимися средних специальных заведений невысок:
- четверть девушек принимает душ раз в несколько дней;
- 1/10 часть девушек проводят интимную гигиену реже, чем раз в сутки;
- 1/10 часть девушек меняют белье через день и, что совсем не укладывается в гигиенические нормы, - реже;
- отмечается высокий процент использования ежедневных прокладок и не физиологичного белья, которое создает барьерный эффект, препятствуя потоотделению, способствуя повышению температуры, тем самым стимулируя рост микроорганизмов;
- около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри, причем более высокая частота данной манипуляции у живущих половой жизнью самых младших - 15-летних и самых старших - 19-летних участниц исследования.
На современном этапе известно, что существует множество естественных механизмов, которые останавливают размножение вредоносных микроорганизмов: строение наружных половых органов, микрофлора влагалища, кислотность, иммунитет, но элементарное незнание основ личной гигиены подрывает эти механизмы, тем самым нарушая тонкое равновесие биоценоза, что в будущем может привести к нарушениям репродуктивной функции женщины.